Календарь профессий. PR-менеджер
25 июля 2025
Ещё во времена расцвета таких цивилизаций, как Шумер, Китай, Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Конечно же, в те времена эта деятельность не называлась «связями с общественностью», но сегодня перед работниками PR-сферы, которые занимаются схожей деятельностью, стоят похожие цели.
В Древней Руси власти использовали для доведения информации до общества два основных канала — светский государственный аппарат и церковные структуры управления. В летописях, начиная с Х века, упоминаются специальные глашатаи — «биричи» или «бирючи», которые объявляли на площадях волю князя и были помощниками князя по судебным и дипломатическим делам. Они должны были «кликать» «по торгам» (на многолюдных торговых площадях) о появлении новых княжеских указов. Позднее, с появлением бумаги и постепенным распространением грамотности, появилась практика вывешивания письменных указов.
По церковным каналам информация (к примеру, новость о рождении наследника) доводилась до приходских священников, а те уже передавали её прихожанам. Обратная связь осуществлялась через «челобитные», которые каждый человек мог подать в соответствующий орган государственного управления и лично главе государства. Широко практикуемым способом коммуникации с властью был «скоп и заговор», когда народ большой толпой шел к государю или представителям местной власти с требованиями и угрозами (иногда с челобитной).
С 1660-х годов в России осуществлялась целенаправленная деятельность, направленная на борьбу с распространением за рубежом негативных сведений и формирование позитивного информационного фона. Русское правительство стремилось развивать контакты с другими европейскими странами, а от того, как в Европе оценивают Россию, зависел успех или неудача российских посольств. Кроме того, российское правительство активно занималось привлечением на русскую службу иностранцев — военных, медиков, рудознатцев, кораблестроителей, художников. Негативные публикации о России сказывались на стоимости найма иностранных специалистов. Известия о различных российских неурядицах негативно влияли на торговлю и затрудняли получение иностранных займов. Значительное число позитивных публикаций о российском государстве попадало в западную прессу через работавших в Москве иностранных дипломатов, которые стремились таким способом улучшить отношения с российскими властями.
К концу правления Петра I система зарубежного PR была поднята на уровень, которого не удавалось достигать в позднейшие периоды. Публикации европейской прессы отслеживались резидентами и в Коллегии иностранных дел. В Гамбурге, одном из важнейших центров европейской печати того времени, разрешалось публиковать только те материалы, которые предоставлял российский резидент. В Коллегии иностранных дел был создан отработанный механизм «опровержения» негативных публикаций и рассылки официальных новостей. Российские власти оплачивали услуги PR-специалистов крайне скупо и нерегулярно, о чём свидетельствуют многочисленные челобитные агентов, поданные в Коллегию иностранных дел.
Теория «Public Relations» (связи с общественностью) была создана в 1960-х годах ученым Сэмом Блэком, именно его определение PR стало классическим: "PR – это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности".
В России «прародителями» PR-агентов можно назвать комсомольских и пионерских лидеров, которые присутствовали на любом предприятии и в любой организации и проводили различные мероприятия для работников (развлекательные, спортивные и т.д.).
В России появление PR-специалистов произошло в начале 1990-х годов во время перехода к рыночной экономике, в связи с появлением конкуренции и рекламы. Всё это заставило компании создавать свою марку и благоприятный имидж с помощью специалистов по связям с общественностью. Сейчас во всем мире PR играет все более значимую роль в различных областях деятельности.
Специализация "Связи с общественностью" считается цельной и трудной, требующей большого объема знаний и навыков. Именно поэтому опытные специалисты в этой сфере так высоко ценятся, а сама профессия считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых!
Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии PR-менеджер.
Шубенкина Н.С.